Возможны временные неполадки в работе
Дарья КУПРИНА, спецкор | Живёт в деревне Саломатово уникальный человек – мама, бабушка, прабабушка, женщина с огромным, богатым жизненным опытом, несущая в себе мудрость и укрепляющая связь между поколениями – Сафуат Ибатулловна Седельникова, в девичестве Абдрашитова. 15 октября в кругу своей семьи встретила она свой 95-й день рождения!
Представители администрации Ленинского поселения Сергей и Анна Хоменко, а также творческий актив Саломатовского клуба, в лице Артёма и Дарьи Куприных и Натальи Волошиной, пришли в гостеприимный дом с подарками и тёплыми пожеланиями, чтобы поздравить виновницу торжества. Нас с благодарностью и радостью встретила сама именинница и её дети, Светлана Александровна и Рево Александрович.
Гости из Саломатовского клуба и местной администрации пришли поздравить с 95-летием Сафуат Ибаттуловну Седельникову.
Мы повели наш задушевный разговор с Сафуат Ибатулловной. Представить только, она является свидетелем нескольких эпох. Сколько же пришлось пережить ей за почти вековую жизнь!
Юбиляр по национальности наполовину казанская татарка, наполовину калмачка, и всю свою жизнь прожила здесь, на кузбасской земле. Родилась и почти всю свою жизнь прожила в одной деревне, именуемой сейчас Юрты-Константиновы, и только в 2009 году родные уговорили-таки свою маму и бабушку переехать в деревню, что не так далеко находится от родных мест, но всё-таки чужая для неё – в деревню Саломатово, где обосновались её дети. Здесь она ближе, можно быть спокойными за неё, что она будет всегда в сытости и безопасности, ну и, конечно, в заботе своих близких.
Именинница и её дети, Рево Александровичем и Светланой Александровной.
Родившись в 1923 году, Великую Отечественную вой-ну она встретила 18-летней девушкой. У родителей было семеро детей: 2 сына и 5 дочерей, Сафуат была старшей. В 1942 году умерла мама, а потом, спустя год, и двухлетняя сестрёнка Надия. После смерти мамы трудолюбивая и ответственная девушка стала хозяйкой в доме, от неё теперь зависело, выживет ли семья, так как отец бывал редко дома, уезжал на заработки. Молодая Сафуат ударно трудилась в родной деревне, была бригадиром полеводческой бригады. Было время, когда днём она трудилась землемером, а по ночам зерно молотила. На её веку ей много кем приходилось быть.
- Я работала, работала, работала, куда бы ни поставили, отказаться нельзя! «Всё для фронта, всё для победы!». Вот такой лозунг был, – делилась с гостями именинница. – Одного из братьев в военные годы призвали в армию, потом в Красноярском крае в Канском училище учился он на младшего командира… Потом всю войну прошёл, до майора дослужил, а далее уже и в Белоруссии служил и на Кавказе, и в Чукотке, а когда семья появилась, устроился в Киргизии и остался там, умер в 88 лет, так и не вернувшись в родные края. Так и все братья и сёстры выросли и разъехались по разным городам Советского Союза. Две сестры, они всегда были дружны как двойняшки, жили долгое время в Томске, но за мужьями уехали, одна в Туркмению, другая в Красноярский край. Второй брат прожил до конца жизни в Томской области, служа председателем райсовета, стал почётным гражданином Томской области. Сейчас их уже нет на этом свете… У меня осталась только младшая сестра Марьям, ей вот в следующем году 80 лет будет, она всю жизнь ударно трудилась и долгое время её фото украшало доску почёта в местном ДК Строителей. Мы гордимся ею! Вот о чём сожалею, так это то, что я горсти земли не могу посыпать на могилки родных людей.
Сафуат Ибатулловна с братом и сёстрами.
Сафуат Ибатулловна – такая славная рассказчица, мы получили удовольствие, беседуя с ней, с гордостью и умилением отзывается о своих близких. «Она помогла встать на ноги всем своим младшим сёстрам и братьям, вывела их в жизнь, вдохновила на смелые и решительные шаги по жизни, – продолжила рассказ матери дочь Светлана Александровна. – Они никуда не пропали, получили мало-мальское образование, пристроились в жизни. Она как кремень была!».
- Волею судьбы я давно могла оказаться в Саломатово, в военные годы сюда в школу требовался преподаватель начальных классов, а я один курс педагогического техникума закончила, меня подруга стала рекомендовать, меня пригласили, я отказалась. Куда же поеду? У меня полный дом сирот!
Слева — муж Александр Константинович Седельников, посередине — сама Сафуат Ибатулловна.
Во время войны я встретила своего будущего мужа, Александра Павловича Седельникова. Он служил в армии, и когда проходил комиссию, чтобы уйти на фронт, выяснилось, что у него большие проблемы с сердцем, его комиссовали и отправили домой, в 1944 году мы поженились, а в 1945 году родилась дочь Светлана.
Светлана Александровна вспоминает: «Отец говорил, что мама всегда была активисткой, весёлой, знатной плясуньей, а косы её покорили его, о другой и думать не хотел, знать, ещё и красавицей была! А папа-то, как на фотографиях посмотреть, сам красавец голубоглазый был! А как поженились, дружно жили, родители работали много, имели хозяйство крестьянское справное, трёх детей родили, я – старшая, Светлана, сестра средняя Люция и сын Рево, вместе получается «революция»... В жизни семьи тесно переплетались русские и татарские традиции».
После переезда на новое место жизни, первое время сильная тоска брала по своим родным местам, к тому же и родные один за другим уходили из жизни, необходимо было находить отдушину! Сафуат Ибатулловна всегда следовала принципу «в движении – жизнь!», не затихала её активная деятельность. И в родной деревне, и в Саломатове пешие прогулки для неё играли важную роль – только ими она и спасалась от скуки и болезней. Каждый день по несколько кругов вокруг деревни – это была её норма на протяжении многих лет. Сейчас основные беспокойства именинницы – это слабые зрение и слух, а в целом держится бодро, несколько лет назад проверяли лёгкие, врачи удивились: состояние дыхательной системы как у молодой женщины, и сердце тоже работает исправно, как в былые годы.
Наша именинница – труженик тыла, ветеран труда, милая женщина, посчитала своим долгом передать память потомкам: начала вести блокноты, записывает все важные события и даты своей жизни, жизни своего рода, чтобы память и преемственность поколений сохранялись на годы. Вот и к 95 годам проснулось у Сафуат Ибатулловны желание выражать свои чувства через стихи, как может, как чувствует, но искренне и с посылом тепла и заботы.